Архив » Выпуск №15 май 2016 г. »
Колонка редактора: Игорь Кириллов
В человеке заложено стремление к порядку. Допустим, это можно сказать не про каждого, но в глобальном смысле это так, иначе мы не смогли бы построить современную цивилизацию. Порядок в любом деле позволяет освободить значительные ресурсы времени, которые можно использовать для создания чего-то нового и полезного. Это особенно актуально для сферы современного бизнеса, где все хочется делать быстро, качественно и с минимальными затратами.
Но как этого добиться, особенно если речь идет о такой специфической области, как ЦОДы? На рубеже нынешнего тысячелетия, когда бум «доткомов» достиг своего пика, ответ, казалось, был найден. Именно тогда появились первые прообразы коммерческих контейнерных ЦОДов, представлявших собой автономные блоки со всей необходимой инженерной инфраструктурой. Однако крах высокотехнологичного фондового рынка в США спутал все карты, и о перспективной технологии ненадолго забыли. Новый всплеск интереса пришелся на 2006 год, когда на рынок вышли мобильные решения. Поначалу, конечно, их планировали поставлять американским военным, но большое число взаимоисключающих требований, предъявленных потенциальным заказчиком, охладило пыл разработчиков. Впрочем, то, что не подошло военным, может пригодиться бизнесменам.
Правда, оказалось, что собственно мобильность была наименее востребованной: в мире нашлось не так много желающих перевозить свой ЦОД с места на место. Зато комплексность решения, его компактность и относительная автономность многим пришлись по вкусу. Это касается и России с ее необъятными просторами, где зачастую поставить небольшой ЦОД (скажем, на нефтедобывающем объекте посреди тайги) и обрабатывать данные на месте гораздо дешевле, чем прокладывать многокилометровую линию или оплачивать дорогой спутниковый интернет. Поэтому вскоре после мировой премьеры КЦОДы начали активно появляться и на территории РФ. Причем технологию их производства быстро освоили местные компании, которые и контролируют сегодня большую часть российского рынка контейнерных ЦОДов. Но довольно ограниченная масштабируемость КЦОД и целый ряд других технических нюансов не позволили разработчикам остановиться на достигнутом. Поиск оптимального решения продолжился и со временем воплотился в концепции модульных ЦОДов, когда дата-центр формируется на основе готовых технологических блоков (идея, явно позаимствованная у создателей конструктора LEGO). Несмотря на то, что первые проекты на базе МЦОД как в мире, так и в РФ появились всего несколько лет назад, некоторые российские интеграторы уже вышли на рынок с собственными разработками в этой сфере. Разработки постоянно улучшаются, исправляются ошибки предыдущих версий. Но рынок, как всегда, вносит свои коррективы.
В мире КЦОДы и особенно МЦОДы находят все более широкое применение. Крупные коммерческие дата-центры уже не мелочатся и все чаще предлагают заказчикам брать в аренду не стойку или выделенную зону, а минимум контейнер, который устанавливается в помещении мега-ЦОДа с общей инженерной инфраструктурой.
В России же ситуация несколько иная. Замедление развития экономики привело к сокращению ИТ-рынка — скорость внедрения уже перестала играть ключевую роль, на первый план вышла экономия. К тому же на рынке коммерческих ЦОД имеется много недозаполненных площадок, и еще целая серия новых дата-центров будет сдана в эксплуатацию уже в этом году. В результате мы имеем вполне зрелую и достаточно отработанную технологию, которая появилась на сокращающемся рынке. Тем не менее производители КЦОД и МЦОД полны решимости и верят в перспективы российского рынка — так ждут появления солнца в предрассветной тьме. Пускай сейчас объем продаж относительно невелик (а в следующем году он, скорее всего, еще сократится), как полагают эксперты, на рынке формируется значительный отложенный спрос, который даст о себе знать при первых же признаках улучшения макроэкономической ситуации.